gabchenko.kz первый outdoor блог Казнета

RSS
youtube
Twitter
Вконтакте
Facebook
Instagram

Обогнуть Арал

В 2006 году велосипедная экспедиция вокруг Малого Аральского моря стала для меня и моих друзей серьезным испытанием. То был первый по-настоящему автономных вело поход со множеством неизвестных. Я вспомнил эту историю спустя годы в связи с интервью. Решил вот опубликовать.

Увидеть море ставшее легендой, - достойная цель. От идеи до благополучного финала прошло два года. Сначала мы просто хотели посмотреть, что же осталось. Но когда в поисках предварительной информации сталкивались с ее отсутствием, далекая и мало понятная цель интриговала всё более. Хотелось попасть туда и увидеть какой же он на самом деле, - Арал. Умерщвленный и возрождаемый человеком.

До отъезда мы знали наверняка только, что он разделен на Малый и Большой. Что Кокаральский полуостров стал практически материком. И лишь, исходя из этих данных, команда А13 Expedition Team поставила перед собой цель: обогнуть Малый Арал. В автономном режиме объехать вокруг моря на велосипедах.

Изучив климатическую обстановку в регионе экспедицию назначили на осень 2006 года. Лето закончилось неожиданно. Сентябрь пролетел в подготовке. И вот, наконец, свежим октябрьским утром, автомобиль, груженный снаряжением, велосипедами и велосипедистами мчится по трассе М-32 Шымкент - Самара. Нас пятеро: штурман экспедиции Володя Степанов, завхоз, медсестра и украшение команды Юля Сахарчук, мастер спорта СССР и отличный механик Саня Стрелецкий, большой эрудит и видеограф экспедиции Владимир Трушников, ну и я, автор этих строк.

Команда велосипедной экспедиции вокруг Малого Аральского моря - Возрождённый Арал, Команда А13, велопоход Габченко, велопоход аральское море,

Старт из Аральска. Город встретил легким ветром и надутыми барханами на своих улицах. По мелкому зыбучему песку велосипед катится очень неохотно. В команде появились тревожные настроения. Тем не менее, прощаемся с хозяином дома, приютившего наш автомобиль. По плану должны свидеться только через десять дней.

Центральная улица, вымощенная бетонными плитами, скоро заканчивается. Уже позади арка с надписью "Арал каласы". Под колесами велосипедов шуршит щебенка. Но вот кончилась и она. Хотя карта обещает грейдер, туда, где раньше было море, уходит накатанная по суглинку и песку полевка. Карта обманула в первый, но не последний раз. Через пару часов ехать на велосипедах по мягкому песку стало совершенно невозможно, и велосипеды поехали на нас.

Под вечер встретили рабочих, копавших в степи трубопровод, они рассказали, что западнее электролинии есть грунтовая дорога. ЛЭП была в пределах видимости и к закату мы нашли этот путь и неподалеку водокачку, где пополнили запас питьевой воды.

Первый день пути показал: наш график движения далек от реальности. Окружающий мир изменился и не похож ни на одну из наших карт. Мы волновались, но успокаивали себя мыслью, что повернуть-то можно в любой момент. А завтра грейдер и песка в пути возможно вовсе и не встретится...

Велосипедная экспедиция вокруг Малого Аральского моря - Возрождённый Арал,

Когда-то Аральское море было третьим на планете внутриконтинентальным замкнутым водоемом. Сегодня с безводного морского дна ветер поднимает соляную пыль и песок, осыпая окрестности. Усохшие заливы в поисках растительности бороздят корабли пустыни - верблюды.

Первый аул встреченный в пути - Жаланаш (можно перевести как – голая степь). Когда-то поселок стоял на берегу бухты. Но теперь название населенного пункта полностью себя оправдывает. Мы пополнили запас питьевой воды, купили сахар и поскольку хлебом в ауле ни кто не торговал нас просто угостили буханкой, пожелав на прощанье: "жол болсын". Пять велосипедов под улюлюканье местной детворы укатили на запад.

Велосипедная экспедиция вокруг Малого Аральского моря - Возрождённый Арал, велопоход Габченко,

На вторую ночевку мы остановились у зимовки Карабулак, среди залитой осенним солнцем, еще сочной полыни и типчака. Добротный трехкомнатный дом, рядом просторный загон для скота и бетонный резервуар, в котором на дне даже оставалось несколько литров воды. Ожидая беседы с чабаном, я разочаровался. Зимовка оказалась брошенной.

На карте близ дома обозначен колодец. Его мы нашли утром. Чуть больше двух метров глубиной, сложен из камня, дно поросло камышом. Вода в колодце мутноватая, с горьким привкусом. Набрали три бутылки, но без кипячения пить не рискнули. Сфотографировались и крутим педали дальше.

Третий день пути вообще вспоминается как один из самых удивительных. С утра мы ехали по степи. Несколько километров пришлось идти пешком, полевка петляет сквозь закрепленные, поросшие колючкой барханы. Затем катили по солончакам вдоль разноцветных обрывистых холмов. Пересекли даже мини перевал. Впервые за это путешествие встретили табун изящных полудиких коней с короткими ногами (до этого, видели только верблюдов).  А сразу после обеденного привала обнаружили самоизливную скважину вкусной прозрачной воды. Источник не указан на карте и Володя Степанов с помощью GPS снял координаты, нарисовав затем в маршрутной схеме жирную точку.

Велосипедная экспедиция вокруг Малого Аральского моря - Возрождённый Арал, фламинго на Аральском море, велопоход Габченко,

В тот день мы впервые почувствовали море. Дорога вышла к пересохшему заливу Бутакова. Побросав велосипеды команда спустилась на потрескавшееся дно. Здесь когда-то был причал. У занесенных песком бетонных конструкций навсегда осталась приколота многотонная баржа. На уложенных к верху дном рыбацких лодках солнце выжгло смолу, иссушив дерево. Заилиный, покрытый водорослями берег облюбовали фламинго. Стая экзотических птиц не придала нашему появлению никакого значения. Искупаться не получилось, очень мелко.

В вечерних лучах мы выехали к огромным барханам. Здесь нашлась еще одна скважина. Из трубы фонтаном бил горячий источник. А в песках оказалось запрятан поселок Акеспе. Среди высоких песчаных холмов ютились дома и улочки, занесенные песками.

В ауле есть электричество и уличный водопровод, по которому два раза в сутки дают питьевую воду. Но битву с природой человек здесь явно проигрывал. Весь окружающий мир тут одного – песчаного цвета. Мы были так поражены увиденным, что даже не стали разыскивать школу. Скудных знаний казахского языка едва хватило, что бы выяснить, что там есть спутниковый телефон подаренный какими-то иностранцами. Желание звонить быстро улетучилось. Набрали воды и потолкали велосипеды прочь на юго-запад.

Едва закончился аул, кончились и барханы. Путь лежал по жесткому истрескавшемуся суглинку. Видимо люди живут не здесь, а в песках, потому что весной почвы насыщаются жидкостью и окрестности превращаются в непроходимую трясину. Местность сохранила огромное количество следов застрявших автомобилей...

Велосипедная экспедиция вокруг Малого Аральского моря - Возрождённый Арал, верблюды на аральском море, велопоход Габченко,

Следующие сутки нам не довелось встретить ни одного источника воды. Зато день запомнился огромным количеством фауны. Мы встретили пять или семь щитомордников гревшихся на дороге. Один даже пытался атаковать велосипед Стрелецкого. Несколько стрелок и одну большую непонятную змею с повадками кобры, но без капюшона. Перед велосипедами то и дело бегали здоровенные дикие коты и худосочные суслики.

В довершение мы узнали, что не нанесенная ни на одну карту, одинокая колея, по которой мы двигались, есть трасса областного значения. Об этом рассказали водители грузовиков нагнавших нас в пути. Мужики авторитетно убеждали, что никакой другой дороги вдоль западного берега моря нет, и ни кто не вспомнил, что когда-то была.

Чуть позже мы встретили проржавевший гнутый лист металла с едва различимой стрелкой и надписью Куланды. То был лучший дорожный указатель на этом отрезке маршрута. Остальные представляли собой палку с привязанной к ней пластиковой бутылкой. А карта все это время обещала нам широкую отсыпанную грунтом магистраль.

К вечеру выбрались на широкий такыр занесенный мелким морским песком. Барханы изобиловали различной формы и цвета ракушками. Поднятый ветром песок в лучах заката блестел, словно искрился, и царапал лицо. Миновав пески на ночь остановились в урочище Екзек у стертых временем стен давно заброшенной зимовки.

Велосипедная экспедиция вокруг Малого Аральского моря - Возрождённый Арал, велопоход Габченко, Юлия Сахарчук команда А13,

В пятый день провидение послало нам много поблажек.  Сначала мы встретили обитаемую зимовку. Хотя скважина тут давно усохла, гостеприимные хозяева дали нам воды из своих запасов. Затем угостили вкуснейшим в моей жизни шубатом.

После этого в спину задул ветер. Ехать стало так легко и приятно, что на одной из кочек Володя Степанов погнул ось заднего колеса. Попытка выгнуть ее обернулась окончательной поломкой. К счастью, запасная ось в ремнаборе оказалась нужного размера. Заменив ее, мы благополучно добрались до аула Акбасты.

Наши ожидания вновь оказались ошибочны. В отдаленном селении бурлит жизнь. Действует почта и переговорный пункт. Население встретило нас очень приветливо и гостеприимно. Мы под завязку набрали воды (она здесь привозная). В ауле нет магазина и нас просто угостили пачкой чая и двумя караваями домашнего хлеба.

Потом шустрый парень Саясат проводил нас к местным коммерсантам. В продаже было пиво, печенье в ассортименте, лимонад и сахар. Нам требовался последний. А после показал местную баню, - радоновый, горячий источник, где мы помылись впервые за много дней. Казалось бы, простая процедура, доставила нам массу удовольствия.

Местные подробно рассказали, какая дорога ждет нас на Кокаральском полуострове. Объяснили, где есть питьевая  вода. Разговор вообще вышел очень приятным и содержательным. На прощание Саясат с товарищем проводили нас до границы аула и показали "прямиковую" дорогу.

Еще через сутки мы остановились для ночевки прямо на теле Кокаральской дамбы. Море здесь глубже и перед ужином мы немного искупались. На мотоцикле подъехали мужики из ближайшего села на восточном побережье. Расспросили, кто мы и откуда, рассказали, что рыба есть и жизнь налаживается.

Велосипедная экспедиция вокруг Малого Аральского моря - Возрождённый Арал, Кокаральская дамба на аральском море, велопоход Габченко,

Утром седьмого дня мы увидели сердце Кокаральской дамбы – её шлюзы. Масштаб сооружения разочаровал. Я ожидал большего. На боках бетонных волнорезов остались следы от максимального уровня воды. Он выше нынешнего на метр - полтора. Что бы город Аральск вновь стоял на берегу моря, дамба должны быть выше на 20-25 метров. Только здесь, глядя на вспененную шлюзами воду, я  вдруг четко осознал: Малый Арал не море и вряд ли уже когда-нибудь им станем.

От дамбы по восточному побережью тянется свежий грейдер, местами напоминающий стиральную доску. Наша средняя скорость поднялась до 12 с половиной километров в час. Скоро мы выехали на берег Сырдарьи.

Велосипедная экспедиция вокруг Малого Аральского моря - Возрождённый Арал, берег Сырдарьи, велопоход Габченко,

Река в устье не шире Или, но скованна высокими обрывистыми берегами. Близ села Карашалан действует старый понтонный мост. В ближайшем будущем его эпоха закончится. На Сырдарье сейчас строят ГЭС, по ней берега реки соединятся настоящим автомобильным мостом.

В начале шестого мы въехали в крупный поселок Бугунь. Люди здесь совсем не те, что по ту сторону моря. Автобусное сообщение с Аральском, близость больших строек и менее суровая среда обитания сблизили местный менталитет с городским. Домашний хлеб тут продают, незнакомцев встречают оценивающими взглядами.

Мы отоварились парой буханок, пополнили запас воды и еще минут тридцать практиковали казахский болтая с сельчанами в ожидании пока Стрелецкий поменяет две проколотые камеры. Этот день вообще оказался рекордным на дырявые колеса. Кроме Сани камеры по разу поменяли оба Вовки.

Велосипедная экспедиция вокруг Малого Аральского моря - Возрождённый Арал, велопоход Габченко, приаральский аул,

Перед заходом солнца, когда мы уже разбили лагерь на берегу симпатичного озера Тущыбас, словно кто-то щелкнул включателем. Задул холодный и стремительный северный ветер. Уже через пятнадцать минут рюкзаки и велосипеды были погребены песчаными сугробами. Песок появился везде: в палатках, в одежде, в спальниках. Особенно огорчало его присутствие в супе и салате.

За ночь температура резко упала. Утром началась настоящая, поздняя осень. Ветер не ослабевал. Но что хуже он был не только холодный, он был для нас встречный. Весь день ветер дул в лицо. Приходилось вкладывать втрое больше  усилий, что бы получить обычную скорость движения...

Доковыляв, к обеду, до села Аманоткель, мы купили хлеба и попрощались с грейдером, свернув на полевую дорогу ведущую нас строго на север. За день мы преодолели всего 49 километров, несмотря на то, что в пути были спуски и грунтовое покрытие. Вся команда единодушно присвоила этому дню статус самого тяжелого за экспедицию...

Толи мы привыкли, толи встречный ветер ослабел, но на следующий, девятый день он уже не казался таким изнуряющим. Хотя по-прежнему было холодно, тяжело и с утра на маршруте пришлось сильно напрягаться, толкая велосипед по пескам, я все же смотрел вперед с некоторым оптимизмом.

Около полудня мы повстречали среди степи новенький “паджеро” с алматинскими номерами. Водитель смотрел на нас такими же большими немигающими глазами, какими мы на него. Дядька оказался геологом. Рассказал: из ближайшего холма Сарышокы, по которому мы ориентировались, добывают кварцевый песок. Песка в округе, кстати, не так уж и много. Довольно скоро мы выбрались на  гигантский, блестящий на солнце такыр. Потом, набрав высоту, ехали по еще одному такому же. Потом еще раз набрали высоту, и немного погодя, оказались у железнодорожного переезда.

Пока, прячась от ветра за электрощитами, обедали, машинисты проезжающих составов "стукнули" на ближайшую станцию Чумыш. К завершению трапезы мы имели беседу со смотрителем железной дороги. Несмотря на пролетарскую специальность, мужик оказался весьма интеллигентный. На прощание показал кратчайшую колею к асфальту. Под вечер мы добрались до уже знакомой трассы международного значения М-32. Проехав немного по асфальту, заночевали близ аула Сапак.

Утром последнего дня от города нас отделяло менее тридцати километров асфальта. Даже несмотря на сильный ветер, мы без всяких приключений проехали этот отрезок за два часа и пятнадцать минут.

Велосипедная экспедиция вокруг Малого Аральского моря - Возрождённый Арал, маршрут велопохода, велопоход Габченко, велопутешествие в Казахстан,

На окраине  Аральска нас опять встретили занесенные песком улицы. Горожане принимали  за иностранцев. А сами мы купили две бутылки шампанского и добравшись до знакомых ворот, за которыми хранился автомобиль, хлопнули пробками и выпили прямо из горла. За возвращение! Вино казалось сказочно вкусным, а лица друзей по-настоящему счастливыми.

По возвращении нас встретила съемочная группа телеканала "Алматы".

P.S.: Объехать вокруг Малого Арала получилось за десять суток. Мы назвали эту экспедицию "Возрожденный Арал".

 (с) Все снимки авторские, хотите больше? Следуйте в instagram. Также, читайте мой twitter.
Технический отчет на сайте А13, на сайте Велопитер.

Еще о вело и путешествиях:
Нарынский прорыв
Азбука велотуризма I - XIII
Велосипеды времени
Линия Борохудзир
Ушмалыбай 2012
Вспоминая X-MOVIE

 

20.03.2014 • Bike trip  • Просмотры (5530) • Комментарии (4) • Написать комментарий

 
Горнолыжные курорты в Алматы, Горнолыжные курорты в Казахстане,
 
 
Facebook Twitter Delicious Digg Живой Журнал Technoraty StumbleUpon Google Bookmarks Яндекс.Закладки [В]контакте Одноклассники Мой Мир